Главное меню

Навигация

Современные тенденции воспитания младших школьников

Тенденция – это направление развития любого явления, мысли, идеи. Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что процесс воспитания гармонично развитой личности в современном обществе – наиболее сложная и ответственная деятельность. Она касается не только родителей и педагогов, но и каждого человека.

В процессе воспитания никогда не бывает состояния завершенности. Человек на протяжении своей жизни находится под влиянием воспитания. Вместе с тем следует отметить, что воспитание не имеет статус обособленного процесса, оно тесно граничит с образованием и обучением, так как эти процессы направлены на индивида как целое.

Воспитание практически невозможно разбить на отдельные компоненты, влияющие на эмоции, волю, характер и интеллект. Следовательно, множество факторов влияют на плодотворность воспитательной деятельности, среди них в первую очередь следует отметить систематичность и целенаправленность процесса, квалификацию педагога, а так же его постоянное совершенствование в соответствии с современными трендами.

Анализ проблемы исследования в научно-методической литературе свидетельствует, что теоретические и практические аспекты проблемы воспитания широко представлены как в зарубежных, так и отечественных трудах в различных аспектах, но, несмотря на существующие научно-методические исследования, заметим, что эти исследования необходимо постоянно дополнять в виду того, что современные процессы глобализации мира, технологизации и информатизации общественной жизни, а также инновационные векторы в развитии экономики, политики, социокультурной сферы выдвигают новые требования к проблеме воспитания.

Актуальность проблемы, а также ее недостаточная разработанность обусловили выбор темы исследования: «Современные тенденции воспитания младших школьников», что и является целью работы. Основная часть. Важной положительной тенденцией развития современной мировой школы есть ориентация на воспитание в духе мира. В педагогических кругах распространяется концепция воспитания Земли как общего дома человечества.

Представители гуманистического направления в психолого-педагогических науках осмысливают глобальные общечеловеческие ценности, основой которых является осознание единства исторической судьбы человечества и природы, Земли и Космоса.

Среди важнейших качеств личности особенно отмечается толерантное отношение к разным расам, культурным традициям, религиям, потребности в усвоении культуры других народов, воспитание высоких чувств единства жителей планеты как общего дома человечества.

Важной составляющей воспитания в духе мира является интернациональное и поликультурное воспитание, которые приобретают все большую актуальность. Основой интернационального воспитания является потребность в изучении и освоении (овладении) культурой других народов. Поликультурное воспитание состоит в учете культурных и воспитательных интересов национальных и этнических меньшинств. Поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует. Как и интернациональное воспитание, поликультурное воспитание предполагает: межнациональное и межэтническое взаимодействие; формирование чувства солидарности, взаимопонимания; противостоит дискриминации, национализму и расизму.

В противоположность интернационализму поликультурное воспитание сосредоточено на освоении культурно-образовательных ценностей, на взаимодействии различных культур в ситуации плюралистической культурной среды, на адаптации к другим культурным ценностям. В поликультурном воспитании учет этнических и национальных особенностей более важен.

Актуализация поликультурного воспитания вызвана процессом интеграции, а также происходящими в современном мире политическими и экономическими процессами. Поликультурное воспитание призвано поддерживать существование больших и малых наций в условиях интеграции, снимать противоречия между системами и нормами воспитания доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств с другой. Оно способствует адаптации этнических групп при отказе этнического большинства от культурно-просветительной монополии. Тесно связана с предыдущим проблема воспитания политической культуры и гражданского воспитания.

Формирование политической культуры учащихся – это целенаправленный процесс обучения и воспитания, охватывающий овладение социальным опытом, выработавшим человечество, развитие соответствующего нормам современного демократического общества сознания и подготовки к адекватной реальности.

Основными компонентами политической культуры есть: политические знания; социальные и интеллектуальные умения и навыки; система ценностей (своеобразных нравственных универсалий); институциональный опыт.

Вовлечение в общественную деятельность – важная составляющая гражданского воспитания. Основой, которого является экологическое воспитание, что подразумевает определенное отношение личности к природному миру через систему экологических знаний.

Одним из путей экологического воспитания есть переход к преподаванию естественных дисциплин на краеведческих принципах. Экологические экскурсии и полевая практика, экологические субботники (расчистка источников, берегов рек, обочины дорог, лесные насаждения) имеют большое воспитательное значение. Становление экологически образованной личности предполагает последовательное сочетание познавательной деятельности с эмоциональным восприятием природы, то есть нельзя отделять экологическое воспитание от эстетического, что неоднократно подчеркивал Василий Сухомлинский.

Особое место среди современных трендов воспитания занимает половое воспитание. Это составляющая воспитательного процесса, комплекс способов, средств и форм, обеспечивающих правильное половое развитие. Отношение к вопросам пола и формирование социально одобренного полового поведения личности; целью полового воспитания есть формирование у подрастающего поколение гигиены, этики и культуры половых отношений.

Как и каждое направление воспитания, половые воспитания основываются на общих принципах воспитательного процесса и использует общевоспитательные методы, средства и формы. Содержание полового воспитания условно «стоит на трех китах»: знание о физиологии статьи; воспитание гигиены пола и половой жизни; формирование «ощущения» пола, социальный пол.

Половые воспитание – направление воспитания, которое в той или иной форме осуществляется в любой национальной системе образования, а содержание полового воспитания в той или иной стране – своеобразный индикатор существующих там социальных проблем. И согласно этим проблемам и другим, не менее важных факторов (религиозность, уровень нравственной культуры и т.д.), формируется концепция полового воспитания    Вывод. В современном мире актуальны проблемы воспитания детей и молодежи, прежде всего такие тренды современного воспитания, как воспитание в духе мира, интернациональное и поликультурное воспитание, воспитание политической культуры и гражданское воспитание, половое воспитание охватывающее различные направления.

Литература:

Буторина Т.С. История педагогики и образования / Т.С. Буторина, З.И. Васильева, Н.В. Седова. - М.: Academia, 2016. - 384 c.

Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. – СПб. : Петербург, 2006.

Капранова В.А. История педагогики в лицах: Учебное пособие / В.А. Капранова. - М.: НИЦ Инфра-М, Нов.знание, 2013. - 176 c.

 Пискунов А.И. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобыт. обществе до конца ХХ в. / А.И. Пискунов. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 496 c.

Трутнев И. А. О семье, браке / И. А. Трутнев, Н. М.  Ходаков. – М. : Медицина, 2019. – 140 с.

 Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л. Б. Шнейдер. – М. : Апрель-Пресс, ЭКСМОПРЕСС, 2000. – 512 с.

Контактная информация

  Адрес: 346951 Ростовская область, Куйбышевский район, х.Крюково, ул.Молодёжная 28

   Телефон: 8 (863-48) 39-1-37

   E-mail: kr_school@mail.ru

МБОУ Крюковская СОШ © 2016-2024

Сделано с ❤ в ООО "Проводник"

Яндекс.Метрика

Поиск по сайту